|
Из книги "КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН. ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ БОЕВОГО КАРАТЭ" А.КОЧЕРГИН
Если мы внимательно посмотрим на любого продвинутого бойца и сравним его стиль борьбы и технический арсенал с арсеналом других бойцов этого же стиля, то однозначно сделаем вывод: различия в технике и тактике бойцов более значительны, чем общие черты. Это совершенно объяснимо. Неосознанно в течение длительного времени спортсмен оттачивает именно те действия, которые максимально подходят к его биомеханической модели и типу поведения. Если быть точным, то и побеждает боец именно за счет своих индивидуальных особенностей и степени их реализации. Яркий пример тому — плеяда чемпионов мира в тяжелом весе по боксу: Сани Листон, Фрезер, Форман, Мохаммед Али, Холлифилд, Тайсон. Бокс технически крайне ограничен правилами соревнований, и тем не менее каждый из этих великих чемпионов ухитрялся обладать своей собственной техникой, я уж не говорю о такти-ке. Чемпион — это всего лишь удачный пример реализации индивидуальных особенностей спортсмена. Возникает вопрос: почему же каждый спортсмен не становится чемпионом? Вопрос сложный и чрезвычайно многогранный. В создании спортсмена экстракласса важны все ас-пекты подготовки. Но самое главное — выявление субъективных черт на начальных ступенях обучения. Обладая собственным набором характеристик, спортсмен, как правило, вынужден получать обезличенную технику и методику подготовки. И тратит годы, чтобы приспособить её под свой двигательный тип. Причём неизвестно, хватит ли у него способностей для такой серьёзной аналитической работы. И не сведется ли всё к интуитивному отбору приёмов и действий, не застрахованному от ошибок. Методика «Кои но такинобори рю» предполагает следующую последовательность учебного процесса с начинающими: 1. ОФП — 1 месяц. Нагрузка должна быть значительной, что позволяет отсеять психи-чески непригодных людей. 2. СФП — 2 недели. Подводящие упражнения, растяжка, укрепление ударных поверх-ностей. 3. Соревновательный период — 1 неделя. Не отягощенные знаниями спортсмены сорев-нуются с максимальным применением защитных средств: 3.1. по правилам бокса; 3.2. по правилам дзюдо. Соревнования проводятся с учетом весовых категорий и возраста. В процессе соревно-ваний ведется индивидуальное исследование и классификация спортсменов: — психический тип; — физические характеристики; — тактическое предпочтение (первый или второй номер); — предпочтительная техника (борец или боксер). На начальном периоде обучения эти классификации крайне относительны, но позволя-ют тренеру сделать вывод об особенностях и перспективном направлении в развитии спорт-смена. 4. Усвоение базовой техники — от 6 месяцев до 1 года. 5. Адаптация базовой техники к индивидуальным особенностям — проводится по мере тренированности спортсмена. В процессе адаптации происходит изменение траекторий ударов, защиты, стоек, выяв-ление перспективных связок. Не надо бояться экспериментировать с техникой. Бояться нуж-но биомеханических ошибок. Тело человека следует представлять, как кинематическую мо-дель с одной вертикальной и одной горизонтальной осями и системой шарниров. Затем нуж-но уяснить, что: — удар тем эффективнее, чем меньше векторов включено в результирующий вектор; — равновесие есть продукт борьбы минимум двух сил; соответственно, в идеале удар должен распространяться из центра тяжести в двух направлениях — в цель и в опору, чем меньше амортизирующих элементов в опоре, чем она жестче, тем мощнее удар. Что может являться негативным амортизатором при ударе: — согнутая или наклоненная спина; — несонаправленное положение кисти, плеча, локтя; — расслабленная опорная нога. Чем жестче опора — тем длиннее вектор удара, тем короче вектор его отражения. Если все технические действия анализировать через реальную биомеханическую модель, это по-зволит выделить индивидуальную технику, не отягощенную грубыми техническими наруше-ниями. Любая техника верна, если она укладывается в жёсткую векторную модель, а удары проводятся в максимально узкой плоскости. Мало того, что правильная техника позволяет переносить к цели удара максимум энер-гии, она экономит энергоресурсы организма, т. к. технически грамотный удар использует мышечный импульс только в начале и конце удара, средняя часть носит инерционный харак-тер, что верно для всех типов удара. Объясняется это тем, что группы мышц носят антагони-стический характер (сгибатели и разгибатели). Когда вектор удара неточен и имеет много со-ставляющих, это усложняет схему движения, что вызывает включение антагонистических групп мышц. Это, в свою очередь, вызывает торможение инерции и несет неоправданные энергозатраты. Правильно поставленный удар всегда самый простой и узконаправленный в биомеханическом, векторном плане. Сложные траектории всегда энергозатратны, хотя порой имеют некий тактический смысл. Выбор субъективной техники — вопрос творческий, зави-сящий от обоюдных способностей тренера и обучаемого, вне зависимости от вида спорта. Чем грамотнее будет составлена ОФП — СФП подготовка, тем быстрее можно перейти к технической части обучения. Чем выше квалификация тренера, тем быстрее обучаемый может перейти к работе над индивидуальной техникой. Наличие субъективной техники у спортсменов экстракласса — реальный факт. Задача методик «Кои но такинобори рю» заключается в раскрытии и использовании индивидуальных способностей бойца уже в начальный период обучения. |
|