|
Технический прогресс снял значительную долю физических нагрузок на организм, что породило пагубную для человека как биологического существа проблему века – гиподинамию. Привыкший к незначительным нагрузкам человек не сможет вынести неожиданных функциональных нагрузок на сердечно-сосудистую, нейрогуморальную системы организма, в том числе и перегрузок мозга, которые окажутся для него дистрессорными (Г. Селье, 1979) и поэтому гибельными.
Учитывая этот фактор, культурный человек должен, помимо основной производственной деятельности (особенно если она малоподвижна), заниматься физической культурой как средством, стимулирующим все функциональные структуры перестраиваться для адаптации к как можно более высоким нагрузкам (П. К. Анохин, 1978).
В этом аспекте физическая культура и спорт, копирующие природные реалии, являются наиболее действенным средством в борьбе с гиподинамией (В. К. Бальсевич, 1996 и др.), выполняя функции: -развития организма человека и подготовки его к трудовой деятельности; -средства здорового образа жизни; -укрепления адаптивных функций и снижения опасности эпидемий; -реабилитации ослабевающих функций. На восходящем витке жизни (до 22–30 лет) организм должен получать нагрузку для оптимального развития заложенных функциональных возможностей.
В то же время организм не должен подвергаться необоснованным стрессам (доходящим до масштаба дистресса), что в значительной степени обеспечивается ведением здорового образа жизни. На всех этапах жизни оптимальные физические нагрузки позволяют организму поддерживать его защитный тонус.
Далее в процессе старения необходимо поддержание оптимальных для этого возраста нагрузок, чтобы не спровоцировать раннюю атрофию. Таким образом, физическая культура – это общественное явление, представляющее собой органическую часть общей культуры общества как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.
Каждому живому существу природой выделена избыточная адаптационная энергия для борьбы за самосохранение (поддержание внутреннего химического и температурного равновесия – гомеостазиса, а также ограждение себя от внешних разрушающих сил). Итак, недогрузка функциональных структур организма приводит к их разрушению и дальнейшей неспособности к оптимальной адаптации.
С другой стороны, перегрузка также приводит к их разрушению, что выдвигает проблему обеспечения соответствия индивидуальных функциональных резервов предъявляемым функциональным (вегетативным, сенсомоторным, психомоторным и интеллектуальным) нагрузкам.
Избыточная адаптационная энергия индивида зачастую вступает в конфликт с окружающим сообществом, что выдвигает проблему направления ее в безопасное русло. |
|