Супер Боец » Виды единоборств » Каратэ до » Формирование мотивационных потребностей учащихся к занятиям по каратэ до

Федор Емельяненко
Мирко Кро Коп
Александр Емельяненко
 
 
 

Формирование мотивационных потребностей учащихся к занятиям по каратэ до

Автор: Саня от 8-04-2010, 15:00, посмотрело: 1478

0
Формирование мотивационных потребностей учащихся к занятиям по каратэ до

Мотивация у занимающихся каратэ до имеет определенную специфику и отличается от мотивации в других видах спорта. Это связано с методиками преподавания восточных видов единоборств, в основе которых лежат не только культурные традиции Востока, но и глубокие религиозно-философские корни. В преподавании каратэ до на первый план выходит воспитание личности в целом, а не развитие личностных особенностей, способствующих достижению высоких результатов на соревнованиях. Наблюдаемый в настоящее время процесс становления каратэ до как вида спорта, а не боевого искусства, ведет за собой изменение методики преподавания и, естественно, мотивации занимающихся.

Динамика мотивации и ценностных ориентаций занимающихся каратэ до является постоянным предметом исследования ученых, тренеров.

Мотивация – это особое устойчивое свойство (направленность) личности, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения ею своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит личность к постижению смысла занятия конкретной деятельностью и помогает возникновению системы целей, направленных на овладение ее предметом.

Как всякое сложное явление, относящееся к психике человека, мотивация имеет как бы две стороны. С одной – принято рассматривать ее функцию, то есть то, какую роль она играет в жизни; с другой – механизм ее формирования. Очень часто именно в мотивации видят пружину, движитель, причину действия или бездействия человека в разнообразных условиях. Мотивация не только является стержневой характеристикой личности спортсмена, не только ведет его к поставленной цели, но и неукоснительно влияет на характер всех процессов, протекающих в его организме в ходе деятельности (работоспособность, реакция на нагрузку, восстановление), определяет результативность его активности (усвоение нового, воля и др.). Главная же особенность мотивации – ее прямое влияние на эффективность деятельности, особенно в спорте.
Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, познавательные мотивы и др.).


Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.
Мотивацию в спорте начали изучать давно, но кардинальный перелом в решении этого вопроса наметился только в семидесятые годы. Противоречия внутри спорта все время углубляются, и это не может не отразиться на мотивации спортсменов. Поэтому, прежде чем совершенствовать подготовку спортсменов, необходимо узнать, какова их мотивация; какие устремления доминируют в их сознании; как организационно помочь каждому полнее реализовать свои способности и удовлетворить имеющиеся потребности.

С целью изучения влияния каратэ до на направленность личности, ее ценностно-нормативную систему нами было проведено исследование методом опроса и наблюдения. Для проведения опроса была разработана анкета «Направленность личности в каратэ до», включающая в себя вопросы, связанные с мотивами занятий. В исследовании приняли участие 50 человек, занимающихся в секции каратэ. Возраст испытуемых находился в пределах от 12 до 35 лет, стаж занятий – от нескольких недель до более десятка лет. Все испытуемые были разделены на три подвыборки по стажу занятий: новички от 0 до 2 лет, ученики со стажем занятий от 3 до 5 лет и ученики со стажем занятий свыше 5 лет. Перед исследованием каждый спортсмен заполнял анкету с основными деятельностными характеристиками (стаж, квалификация, цель и т. д.); знакомился с инструкцией.
В первой подвыборке центральными, имеющими наибольшее количество как положительных, так и отрицательных связей оказались такие мотивы, как мотив поддержания спортивной формы, освоения базовой техники и направленность на спортивный результат. Направленность же на духовное совершенствование при этом низкая, отрицательная (корреляция на уровне значимости р «0, 001).

В мотивационной структуре второй подвыборки спортсменов наблюдаются значительные изменения. Направленность на спортивный результат также является центральным мотивом, но этот мотив положительно коррелирует с такой ценностью как непримиримость к недостаткам (р «0,05), и отрицательно коррелирует с влиянием каратэ до на взаимоотношения с руководителями, друзьями, родителями (р «0,001). Высокий мотив победы на соревнованиях для данной подвыборки связан с процессом самоутверждения за счет других людей, тогда как в первой подвыборке этот мотив связан с подтверждением на соревнованиях полученных на тренировках навыков. Мотив поддержания спортивной формы для второй подвыборки, в отличие от первой, не является системообразующим фактором, он отрицательно коррелирует с влиянием каратэ до на ценностно-нормативные ориентации, с ценностью самоконтроля (р «0,05) и с ценностью искренности (р «0,001).
В структуре третьей подвыборки, в которую вошли спортсмены, имеющие значительный опыт выступлений, отсутствует направленность на спортивный результат. Центральным, системообразующим фактором для них становится направленность на расширение знаний о Востоке, о философской основе каратэ до. Этот мотив имеет положительные корреляционные связи (р «0,05) с познавательным интересом, с влиянием каратэ до на систему ценностей личности, с ценностями красоты природы и любви, также этот мотив положительно коррелирует с ценностью искренности (р «0,001). Направленность на духовное совершенствование положительно коррелирует с ценностью свободы и отношениями с руководством (р «0,05). Таким образом, мотивация и ценностная ориентация занимающихся каратэ до с увеличением стажа занятий становятся более структурированными, структура мотивации изменяется от направленности на результат к направленности на процесс. Мотивы занятий каратэ до с ростом стажа спортсменов влияют на систему ценностей, снижая значимость ценностей самоутверждения и увеличивая значимость этических ценностей, ценностей дела. Значимость влияния занятий каратэ до на взаимоотношения с окружающей социальной средой с увеличением стажа занятий также возрастает. Поэтому одной из самых важных задач тренера является раскрытие спортсмену сути связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, умение сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии.

Развитие личности и ее саморазвитие, что наиболее существенно для достижения вершин элиты спорта, связано с изучением всего жизненного пути: до занятий спортом, в спорте и после завершения активной деятельности действующего спортсмена. По сути, необходимо изучать проблему спортивной карьеры.

Под спортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на достижение высоких спортивных результатов и связанная с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта.
Переход к каждому новому этапу спортивной карьеры связан с возникновением новых требований к спортсмену, что ставит перед ним необходимость решения ряда проблем в тренировке, соревнованиях, спортивной жизни в целом или в сочетании спорта с другими видами деятельности. Выяснено содержание таких проблем для семи кризисов-переходов элитарной спортивной карьеры, а именно: 1) начала спортивной специализации; 2) перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; 3) перехода в спорт высших достижений; 4) перехода из юношеского спорта во взрослый спорт; 5) перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; 6) перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры; 7) ухода из спорта и перехода к другой карьере. Структурное описание спортивной карьеры позволяет проследить динамику спортивных результатов на протяжении карьеры в соотношении с поэтапной динамикой развития мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности спортсмена, социализации и развития личности под воздействием спорта. На начальных этапах занятий каратэ у спортсменов мотивы недостаточно осознаны и преобладают такие нестойкие их формы, как влечений, желания, стремления. По мере роста спортивного мастерства у каратистов начинают доминировать осознанные формы мотивов – убеждения, ценностные ориентиры, чувство долга. Поэтому важной задачей тренера является формирование мотивационной основы своих учеников.

При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:

– ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;
– подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;
– развивать спортивное честолюбие;
– стимулировать спортсмена поощрениями;
– развивать положительные традиции команды;
– отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;
– привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;
– показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;
– раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;
– объяснять социальные функции каратэ;
– развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному процессу.

Мотивы и установки спортсменов в процессе многолетних занятий каратэ до, естественно, конкретизируются, детализируются и видоизменяются в зависимости от их возможностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Они становятся содержательнее по мере созревания спортсмена как личности. Вместе с общими побудительными причинами мотивы всегда выражают индивидуальные особенности нравственного опыта, характера и темперамента. Относительно постоянные мотивы, перешедшие в черты личности, соединяются с временными (актуальными) мотивами, обусловленными конкретной ситуацией.


Категория: Виды единоборств » Каратэ до

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.