Супер Боец » Виды единоборств » Дзюдо » Сенситивность развития функциональных качеств и правомерность ранних нагрузок

Федор Емельяненко
Мирко Кро Коп
Александр Емельяненко
 
 
 

Сенситивность развития функциональных качеств и правомерность ранних нагрузок

Автор: Саня от 2-07-2010, 15:51, посмотрело: 624

0
Зачастую тренеры ДЮСШ начинают занятия с новичками с интенсивной общей физической подготовки, ориентируясь на официальное наименование «группа начальной подготовки». Однако эффекта от такой системы мало, поскольку дети, пришедшие в секцию борьбы, не получают в ходе такой подготовки образовательного материала, касающегося непосредственно техники борьбы. К сожалению, многие тренеры, имея высокий отсев в результате такого подхода, упорно продолжают заявлять, что без предварительной общей физической подготовки ребенок не сможет выполнять приемы борьбы.

Спонсор сайта: WWW.INT-EXT.RU - штукатурные работы

Проблема пересмотра ряда традиционных позиций в теории и практике спорта еще более назрела, в связи с постоянным омоложением начала подготовки в спортивных специализациях.

С одной стороны в теории спорта существуют традиционные представления:
• о целесообразности максимизации функций спортсмена (когда тренеры сборных команд считают необходимым круглогодично нагружать спортсменов, за исключением кратковременного отдыха не более 2 месяцев в году);
• периодизации спортивной тренировки (с обязательным соблюдением нагрузок в зависимости от календарного плана соревнований, вне зависимости от индивидуальных биологических ритмов);
• целесообразности тренировочных нагрузок с частотой сердечных сокращений (ЧСС) свыше 200 ударов в мин.
Такие нагрузки зачастую разрушают организм, что приводит к раннему старению, сокращению продолжительности спортивной жизни.

1. Биологические принципы адаптации к физическим нагрузкам
В соответствии с теорией «Опережающее отражение действительности» (П. К. Анохин, 1978), повышение физических качеств происходит за счет приспособительной физиологической реакции организма в ответ на нагрузки интенсивного или объемного характера на структуры сердечно-сосудистой системы, мышечной системы, периферийной и центральной нервной системы. После физической нагрузки, в период восстановления, после фазы его завершения наступает фаза гиперкомпенсации. Воздействие на функциональные системы в этот период позволяет получить прибавку в качестве, а наложение нагрузки до полного восстановления приводит к эффекту дистресса, разрушающего функциональные структуры.

2. Возрастной аспект развития физических качеств в связи с сенситивностью развития физических способностей детей и подростков

Сенситивными называются периоды, когда нагрузка тех или иных функциональных систем организма приносит максимальный результат в адаптации к ним и, соответственно, их максимальном развитии. Согласно данным В. К. Бальсевича (1996), А. А. Гужаловского (1977) и др., сенситивными периодами развития являются:
• для развития силы по становому тесту – возраст 16–17 лет (противопоказаны возрасты – 8–9, 10–11, 14–16 лет);
• для развития силовой выносливости по тесту в подтягивании на перекладине – возраст 14–15 и 16–17 лет, а по тесту «угол в висе» – 11–12 лет;
• для развития быстроты по тесту «смена мест из упора» наиболее сенситивен возраст 7–9 лет (противопоказаны годы 9—10 и 15–16 лет), противопоказаны для развития скоростно-силовых качеств по тесту на прыжки в длину с места возрасты 10–11 и 13–14 лет;
• для развития выносливости по тесту в беге на 500 м наиболее сенситивен возраст 8–9, 10–11, 12–13 лет;
• для развития гибкости чувствительны возрасты 9—10, 13–14 и 15–16 лет.

Следует учитывать, что эти данные получены в определенном регионе и свидетельствуют только о том, что бездумно нагружать детей вопреки их собственному желанию нельзя, что перенос методических подходов для взрослых на организацию физического развития детей и подростков недопустим.

Однако только этот факт не решает всей проблемы. Формирование детского организма характеризуется процессами морфогенеза и одной из важнейших задач в связи с этим является учет индивидуальных особенностей его созревания в процессе формирования физических качеств и двигательных умений.

В процессе физического развития детского организма важно учитывать основные закономерности:
• неравномерность уровня соматического развития у каждого индивида, предопределенную генетическими и средовыми факторами;
• обусловленность роста и развития половыми особенностями;
• обусловленность процессов роста и развития;
• акселерация и диспропорциональность физического и физиологического развития организма в период полового созревания.
Все, что будет излагаться ниже необходимо будет сопоставлять с вышесказанным
В школьные годы скачок роста наблюдается у детей 6–7 лет и в период полового созревания (11–13 лет для девочек) и 14–16 лет для мальчиков).

В процессе физического воспитания необходимо учитывать тот факт, что в одной возрастной группе есть дети, которые опережают своих сверстников и свой паспортный возраст. Может наблюдаться и противоположное явление, когда у отдельных детей темпы физического развития замедленны. Такие дети составляют в каждой возрастной группе 10–20 %.
Анализ данных современной научно-методической и популярной литературы, связанной с физическим воспитанием школьников, показывает, что факт неравномерного развития детей и подростков не находит своего отражения в методологии составления программ обучения ни в общеобразовательной (Г. П. Шиянов, 1998), ни в детских спортивных школах (Классическая борьба, 1977 и др.)

По мнению Б. А. Никитюка (1994; 1995), факт неравномерного развития детей и подростков требует изменения основного принципа их физического развития, заключающегося в соответствии двигательных заданий и физических нагрузок уровню биологического развития.

Многие тренеры из-за наполеоновских претензий пытаются выставлять детей на соревнования по единоборствам в то время, как их сенсомоторные возможности еще не созрели. На соревнованиях они что-то пытаются делать, иногда удачно, но через год и даже через полгода им придется перестраивать свои координационные структуры в связи с изменениями масс тела и центров их масс.

Кроме того, большая часть неудавшихся технико-тактических действий ляжет тяжелым психологическим и сенсомоторным грузом, что задержит формирование их технико-тактического арсенала и рост спортивного мастерства.
Несмотря на то, что данная глава посвящена вопросу многолетней физической подготовки, обойти вопрос о сенсомоторном развитии невозможно, поскольку все физические проявления зависят от качества управляющих систем.
Страница 1 из 2 | Следующая страница

Категория: Виды единоборств » Дзюдо

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Введите код: *